Сложность, а значит и стоимость создания ЗМК определяются ассортиментом выпускаемых металлоконструкций и мощностью производства.
Любой заказчик на этапе заказа оборудования пытается обеспечить максимальный ассортимент, и при этом создать максимально автоматизированное высокопроизводительное предприятие. Эти параметры могут показаться взаимоисключающими, однако это не всегда так.
Для начала нужно определиться с типом производимых на ЗМК металлоконструкций (т.е. с ассортиментом возможных зданий):
- Легкие и средние металлоконструкции для средне и большепролетных зданий павильонного типа (аэропорты, спортивные, культурно-массовые объекты, склады, супермаркеты, сельскохозяйственные, производственные здания с кранами до 30 тонн, технологические эстакады и этажерки) с атмосферными нагрузками на здания согласно локальных строительных норм, в сейсмических или несейсмических зонах.
Легкие и средние металлоконструкции - самый распространенный тип металлоконструкций для ЗМК, легко унифицируется и комбинируется с остальными типами.
- Тяжелые металлоконструкции для средне и большепролетных зданий и конструкций с повышенными локальными нагрузками, обычно многократно превышающими атмосферные нагрузки. Обычно это производственные здания с кранами более 50 тонн, технологические галереи, мосты и специальные металлоконструкции.
Производство тяжелых металлоконструкций требует гораздо больших площадей, высоких и грузоподъемных кранов, особой системы логистики. Востребованны такие конструкции только в групномасштабных в основном государственных проектах, получить частные заказы более сложно, посему в России не более десятка таких заводов.
Такие производства легко комбинируются с выпуском легких и средних металлоконструкций в основном из-за сходности сырья и имеющегося оборудования.
- Мачты ЛЭП и мобильной связи. Узко специализированная ниша ЗМК ориентированные в основном на государственные и корпоративные заказы. Производство довольно простое и однотипное. Даже при высокой производительности и уровне автоматизации стоимость оборудования невелика. Основной затратной инвестицией есть - ванна цинкования. Кроме того, содержание ванны цинкования в рабочем (разогретом) состоянии, особенно при перебоях с заказами - дорогое удовольствие, посему такой бизнес начинается с создания стабильного сбыта.
Производство мачт легко комбинируется с производством дорожного ограждения, столбов освещения и прочими металлоконструкциями требующими гарячего цинкования.
- Производство резервуаров. Обычно мелкие (в транспортных габаритах) резервуары производятся в заводе. Резервуары до 10.000 куб.м. производятся методом рулонирования (сварки листов в полосу и сворачивание их в рулон с последующим разворачиванием на объекте и сваркой только отдельных швов в полевых условиях). Более крупные резервуары производятся полистово и свариваются на объекте. Не забываем, что специальные требования к сварным швам выдержать в полевых условиях довольно сложно.
Производство резервуаров можно скомбинировать только с производством легких и средних металлоконструкций.
- Ограждающие конструкции. Это могут быть профнастилы (арочные или плоские), сендвичпанели, стеновые кассеты, силосные профиля, сайдинги и прочая обшивка производимая из рулонной стали (обычно оцинкованной и покрытой полимером) методом прокатки между валками различной формы.
Производство ограждающих конструкций комбинируется только с производством легких и средних металлоконструкций и ЛСТК именно с целью комплексного обслуживания клиентов. Сырье и технологии абсолютно разные.
- Барьерный профиль, столбы освещения и прочие дорожные металлоконструкции. Это очень легкое и однотипное производство с минимумом интеллектуальной составляющей. Все конструкции делаются по стандартным (всегда одинаковым) чертежам и могут производиться круглогодично (на склад). Требуется ванна цинкования! Основной фактор - возможность организации сбыта в государственном секторе.
- ЛСТК - легкие стальные тонкостенные конструкции - обычно это Z-C-∑-профили выполненные из оцинкованного листа до 4 мм. Технология производства довольно проста, однако бизнес ЛСТК – это не столько производство профилей, сколько система продаж комплектных домиков. Тут только 50% себестоимости составляет производство, а еще 50% уходит на проектирование, маркетинг и в первую очередь работу с конечным клиентом.
Производство ЛСТК можно скомбинировать с узким производством ограждающих конструкций (несколько позиций) именно с целью комплексного обслуживания клиентов. Сырьё и оборудование у этих производств разное, но зато тип производства (прокатка) и философия одинаковые. Сложнее скомбинировать ЛСТК с производством сварных металлоконструкций, т.к. это абсолютно разные производства, однако хорошо дополняющие друг друга.
На основании этой классификации специалисты STEELMAR рассчитают все возможные комбинации производимых конструкций: Это будут SIN-балки, балки переменного сечения, фермы , колонны, связи и прочие строительные конструкции в разных пропорциях. Определят из чего они будут сделаны (сварных или катанных профилей), с какими размерами и весом одного элемента, из какой марки стали, с какими покрытиями. И только после этого рассчитают на каком оборудовании, каким инструментом и в какие временные интервалы это будет сделано.